США прекратят попытки выступить посредником в достижении мирного соглашения между Россией и Украиной в течение нескольких дней, если не появятся явные признаки возможности заключения сделки, заявил государственный секретарь Марко Рубио.
По его словам, президент Дональд Трамп заинтересован в заключении мирного соглашения, но у него много других приоритетов и он готов двигаться дальше, если не появятся признаки прогресса.
То есть Трамп, наконец, осознал невозможность навязывания «сделки» Москве и Киеву и решил соскочить, передав Украину Европе, которая и рада тому?
Правда, пока больше на словах, и сможет ли она тянуть украинскую лямку в одиночку – вопрос. В любом случае, едва ли американцы полностью откажутся от поддержки Киева как деньгами, так и оружием и разведданными. Как тогда воспринимать это заявление?
– Если на то пошло, то США в полном смысле этого слова никогда и не были посредниками в этом конфликте, – говорит политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
«Старлинки» до сих пор работают на Украину, Соединенные Штаты до сих пор поставляют киевскому режиму разведданные, военные поставки времен Байдена так и не были свернуты. Нельзя просто внимать словам Марка Рубио, надо и обращать внимание непосредственно на дела со стороны администрации президента Дональда Трампа.
«СП»: По-вашему, Трамп уже понял, что ничего не получится со «сделкой» и готов передать украинский «кейс» Евросоюзу?
– Я не исключаю, что Трамп рассматривает этот вариант, но все-таки он несколько неприемлем для американского президента. Если Трамп окончательно спихнет Украину Европе, то таким образом он покажет себя как ничтожный международный переговорщик.
И явственно продемонстрирует, что вся его активность по украинскому кейсу не принесла никаких позитивных для американцев результатов. В качестве которого, конечно, могут преподнести меморандум о заключении сделки с Украиной по природным ресурсам, но это тоже пустой документ. Что такое меморандум? Это всего лишь намерение.
«СП»: Рубио напомнил, что часть санкций против России – это европейские санкции, которые «мы не можем снять». Поэтому Европа в любом случае должна будет участвовать. То есть США готовы любое решение с Европой согласовывать? Раньше они вроде не демонстрировали такого желания…
– Начнем с того, что европейские санкции были введены против РФ благодаря усилиям США. Конечно, сегодня во главе политических элит Европы стоят прокси Демократической партии США. И в этом смысле у администрации Трампа натянутые отношения с лидерами европейских государств, не говоря уже о Европейской комиссии, которая насквозь состоит из сил, поддерживаемых транснациональными элитами.
Это, кстати, одна из причин, почему Трамп на данном этапе не воспринимает структуры Европейского союза как субъект для отношений с Соединенными Штатами Америки. На самом деле у него достаточно ресурсов для оказания давления на Европу с целью, чтобы она отменила хотя бы часть антироссийских санкций, но он не делает этого, потому что не хочет подыгрывать Российской Федерации.
Поэтому сегодня риторику Марка Рубио мы должны воспринимать как очередной дипломатический маневр по шантажу России. Я бы вообще воспринимал это заявление как завуалированную угрозу, потому что речь может идти о том, что США могут ввести новые санкции в отношении российской нефти и нефтепродуктов.
«СП»: Насколько украинский кейс вообще важен для США?
– Эта тема важна для них. Дональд Трамп уделял ей слишком много времени, и он хотел бы каждый день демонстрировать успехи во внешней политике. Однако киевский режим и Европа не позволяют ему это сделать, а Российская Федерация придерживается своих национальных интересов и приоритетов в контактах с Соединенными Штатами Америки.
Мы не собираемся тупо и топорно поддакивать всем инициативам Дональда Трампа. Трамп со свойственной ему нахрапистостью хотел разрешить украинский кризис. Так подобные вопросы не решаются. И сегодня он приходит к политической трезвости по украинскому кейсу.
Эта политическая трезвость ему не нравится, она его не устраивает. Конечно, он в любой момент может переключиться на тему противостояния с Ираном. Возможно даже его команда вытащит старую пластинку противостояния с Венесуэлой. Ну и давайте не забывать о том, что торговая война с Китайской Народной Республикой будет только нарастать. Она будет приобретать то формы противостояния пошлин, то формы санкций, то формы политического преследования китайских бизнесменов и политических деятелей.
Но просто так от Украины Трамп не откажется. Рубио несколько блефует. И я подозреваю, что он сам до конца не знает, какова будет политика Соединенных Штатов Америки по украинскому кризису через несколько недель. Многое зависит от настроения Дональда Трампа, а оно изменчиво.
– Трампу нужен свой «парад побед». Для своего же избирателя, – уверен доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
– США штормит – экономика, социальные процессы, духовная жизнь – все эти сферы находятся на пороге неопределенности. Вина в этом не только Трампа, но и его предшественника. Но ему нужен «парад побед» – серия достижений со знаком плюс. Отсюда множество резких заявлений, попыток быстро решить тот или иной вопрос.
И если это не получается, то создаётся трактовка и ситуация при которой США, как бы с гордо поднятой головой, умывают руки. Вот это мы, по моему мнению, и наблюдаем.
«СП»: Нет ли ощущения, что Трамп понял, что ничего не выйдет, и готов спихнуть Украину Европе?
– Думаю, что это он понял ещё после той встречи с Зеленским в Овальном кабинете. Если не раньше. Ведь Европа, по сути, была назначена им виноватой ещё до того – не без оснований, к слову. Но сейчас США действительно, учитывая их внутренние проблемы, не до Украины, и если эту проблему быстро не решить, то, видимо, принято решение от нее дистанцироваться.
«СП»: Какие последствия будет иметь такой шаг Вашингтона?
– Учитывая настроения европейских политиков, боевые действия продолжатся. И наши танки, вновь дошедшие до Берлина, могут стать состоявшимся фактом. Европа за последние три года из процветающего региона превратилась в набор экономических, политических, социальных и духовных противоречий.
Заводы закрываются, межнациональные отношения обостряются, культура впала в декаданс. Как показывает опыт Первой и Второй мировых войн – этого достаточно для начала глобального вооруженного конфликта. Война – средство снятия противоречий, к сожалению.
«СП»: Чему в политике США мешает Украина, и ради чего они готовы отказаться от неё?
– Торговая война с Китаем и битва за ресурсы Арктики. Если с первым, думаю, и так все понятно, то вот второе направление, а это именно то, из-за чего Трамп поднял вопрос Гренландии и Канады, опять пересекается с нашими интересами. Мы тоже пошли на Север – строим новые ледоколы, развиваем Севморпуть, проводим разведку ресурсов