Триллионные инвестиции, миллиардные оружейные контракты, исторические встречи и орден – президент США определенно возвращается из ближневосточного турне не с пустыми руками. Но успешные на первый взгляд переговоры породили множество важных и порой неудобных вопросов, на которые Вашингтону придется отвечать. Об итогах первой заграничной поездки Дональда Трампа после переизбрания – в материале РИА Новости.
Удачный фон
Маршрут он выбрал удачный – еще в первый срок у него хорошо складывались личные отношения с главами государств Персидского залива.
Другой аргумент – провал Джо Байдена в 2022-м. Он не смог заставить ближневосточных партнеров отказаться от нейтралитета в украинском вопросе, не добился формирования антииранской коалиции и не убедил Саудовскую Аравию повысить добычу нефти, когда США в этом так нуждались. К невыразительным результатам добавились и скандалы – из-за обвинений в причастности к убийству журналиста Джамаля Хашукджи Байден отказался пожать руку наследному принцу Мухаммеду бен Сальману и просто отбил кулачок.
"Я пожал больше рук, чем может пожать человек. Это была большая сделка, большие люди. И они изголодались по любви. Наша страна не давала им любовь, а стукалась кулачками, помните? Он (Байден. – Прим. ред.) аж в Саудовскую Аравию приперся, чтоб кулачок обить", – иронизировал президент.
Шелест купюр и звон монет
Рукопожатий действительно было много – как и помпезных встреч. Но почтительным церемониалом достижения Трампа не ограничились, ему и правда есть чем похвастать.
Каждый день западные СМИ трубили о все более крупных соглашениях. В Эр-Рияде подписали пакет инвестиционных сделок и договоров более чем на 600 миллиардов долларов, включая крупнейшее в истории соглашение о военном сотрудничестве – на 142 миллиарда. Это в первую очередь поставки современных систем ПВО и комплексов противоракетной обороны, но о каких конкретно образцах идет речь, не уточнялось.
В Катаре сумма была еще более впечатляющей – 1,2 триллиона долларов. В Белом доме утверждают, что только закупка Дохой 210 самолетов Boeing 787 Dreamliner и 777X позволит создавать по 154 тысячи рабочих мест в США в год. А вот военное сотрудничество поскромнее – 42 миллиарда. Зато Катар выделит еще десять миллиардов на используемую американскими ВВС базу Аль-Удейд.
Президент ОАЭ шейх Мохаммед бен Заид Аль-Нахайян пообещал инвестировать в экономику США 1,4 триллиона долларов в ближайшие десять лет. Также в Абу-Даби заключили соглашений на 200 миллиардов долларов. А Трамп стал кавалером ордена Заида – высшей гражданской награды в стране.
В сухом остатке за четыре дня президент США принес национальной экономике более двух триллионов долларов инвестиций. Конечно, эти соглашения еще предстоит выполнить, но в любом случае это реальная победа Трампа – гораздо более ощутимая, нежели сделка с Киевом по недрам, не говоря уже о провале урегулирования в Газе и переговорном процессе по Украине, которыми сложно похвастать.
В обход ключевого союзника
Есть и политические последствия. В частности, в Эр-Рияде американский президент впервые за 25 лет встретился с главой Сирии. Пообщавшись с Ахмедом Аш-Шараа, Трамп объявил о решении снять санкции с Дамаска.
Взамен он потребовал подписать мирное соглашение с Израилем, выдворить из страны иностранных боевиков, выгнать "палестинских террористов" и помогать США в борьбе с "Исламским государством"*.
Но о снятии санкций уже распорядился, не дожидаясь выполнения всех условий. Это приветствовали не только в Саудовской Аравии, но и в Турции.
Между тем израильские СМИ в пятницу сообщили, что переговоры о возможном присоединении Сирии к Соглашениям Авраама – серии двусторонних документов между Израилем и арабскими странами о признании еврейского государства и установлении дипломатических отношений – уже проходят тайно в Азербайджане. Официального подтверждения пока нет.
В целом для Израиля вояж Трампа про Ближнему Востоку стал если не тревожным звонком, то поводом задуматься. Впервые за много лет американский лидер не посетил традиционного союзника в регионе. До этого Вашингтон в обход Тель-Авива провел переговоры с ХАМАС и добился освобождения Идана Александра – захваченного 7 октября 2023-го заложника, у которого помимо израильского есть и американский паспорт. Точно так же Трамп объявил о соглашении с хуситами: США прекратили удары по Йемену, а "Ансар-Алла" отказалась от нападений на американские суда в Красном море. Атаки по территории Израиля между тем продолжились.
Тревожит Нетаньяху и изменившаяся риторика в отношении Ирана – если раньше в Белом доме угрожали Тегерану операцией ВВС, то теперь – лишь банкротством. При этом в последний день турне Трамп заговорил о "пряниках" для Тегерана.
"Иран хочет торговать с нами, и я не против этого. Я использую торговлю, чтобы урегулировать споры и установить мир", – сказал он. И добавил, что в исламской республике будут очень довольны, если согласятся на сделку.
Подобная перемена настроений в Вашингтоне резко противоречит планам Нетаньяху втянуть США в войну с Ираном.
Чемоданное настроение
Параллельно разворачивался еще один сюжет – российско-украинские переговоры в Стамбуле. В какой-то момент Трамп даже выразил готовность заглянуть в Турцию, если туда прилетит Владимир Путин.
Причем порой соседство этих тем в новостной повестке вызывало у американского президента раздражение. Чего стоит только реакция на вопрос о составе российской делегации, которую активно критиковали в Киеве.
"Я не разочарован. С чего мне быть разочарованным? – возмутился Трамп. – Мы только что получили четыре триллиона долларов, а вы говорите о делегации. Я о ней ничего не знаю, даже не проверял. Послушайте, ничего не сдвинется с мертвой точки, пока мы не встретимся".
Теперь орденоносец возвращается на родину с первым очевидным успехом с момента вступления в должность: инвестициями, рабочими местами и оружейными контрактами. Это на какое-то время укрепит его позиции и развяжет руки – как внутри страны, так и вовне.
* Запрещенная в России террористическая организация.